Ноябрь 16, 2019

Детский аутизм и гиперактивность: что говорит соционика?

 

 В 90% процентов случаев истории про аутизм - это истории про непонимание родителями (чаще всего - логиками) своих детей. Это  тревоги, страхи, повышенные ожидания и пр, которые получают подкрепление у врачей-специалистов в виде "диагноза". Зачастую именно родители социотипа ЛИЭ идут к специалистам, где их детям ставят такие диагнозы, поскольку Джеки настроены на раннее развитие (БИ творческая : быстрей-быстрей!) детей и ранние их успехи.  И потому  любое несоответствие в поведении ребенка среднестатистическим нормам склонны рассматривать как болезнь, которую надо срочно лечить. Если ребенок в 3 года плохо разговаривает или того хуже - молчит, родители бьют тревогу... и легче соглашаются с  диагнозом "аутизм", чем доверяют мнению. что каждый ребенок развивается в своем темпе и ритме, и надо набраться терпения и лично уделять  ребенку  больше внимания, и  он обязательно заговорит и догонит, и даже перегонит. ... Но Джекам некогда - они работают! А воспитывать,  и развивать самостоятельно они не умеют в силу  слабости   этики отношений БЭ, (с ребенком надо уметь быть в контакте!),  отсутствия терпения,  свободного времени и попросту - желания.  К тому же такие родители склонны  доверять  во всем профессионалам (ЧЛ - базовая функция) , то и воспитание и развитие собственных детей они доверяют дипломированным специалистам - потому отдают детей         на воспитание в различные кружки, школы и студии, считая, что   только там их детей научат и разовьют...

Мне жаль таких родителей... А их детей жаль еще более....

С другой стороны, действительно, есть такие дети,  которые в детстве по тем или иным параметрам выделяются на фоне сверстников, вызывая беспокойство родителей и педагогов.

Вот что говорит официальная медицина: 
"Несомненными отличиями таких детей является неспособность к фантазированию и простым ролевым играм. Различные игрушки они используют в неуместных стереотипных манипуляциях, что не соответствует их первостепенному предназначению. Игровая фантазия обычно носит обедненный или практически бесплодный характер. Следует отметить, что при рождении эти дети могут быть признаны абсолютно здоровыми и нормальными." http://kakbyk.ru/autizm/autizm-u-detej/

Нами собрана статистика по этому вопросу и установлено, что   неспособностью к фантазированию отличаются дети - сенсорики с  очень слабой интуицией, за которую отвечает  функция БИ (интуиция времени) , а также такие дети не умеют играть в ролевые игры -       , т.к.    для этого нужна сильная функция ЧИ - интуиция врозможностей отвечающая за ПРИДУМЫВАНИЕ, за ИДЕЮ,  за ИГРУ  всамом общем виде. У таких детей действительно "Игровая фантазия носит обедненный или практически бесплодный характер". 
Это признак принадлежности ребенка к СЕНСОРНОМУ типу - у такого  ребенка  сильно развиты все органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус) , в то время как  у детей, имеющих богатую фантази. и умеющих играть в ролевые игры органы чувств  развиты гораздо слабее. И требовать от сенсориков способностей  как у интуитова - эт о нелогично с точки зрания соционики, так как противоречит  модели закону информационного обмена между психикой человека и окружающей средой: если ты сенсорик, то у тебя не развито абстрактное мышление, а если ты интуит, то у тебя не развиты органы чувств.  

И не имеет смысла требовать от ребенка в 3 года наличия образного мышления, если он родился сенсориком. 

В связи с этим мы хотим успокоить родителей, чьи дети в 3 года   плохо  контактируют со сверстниками ( они - логики), не играют в ролевые игры и не придумывают ( сенсорики),  не выполняют волю родителей -  обладая гораздо более сильной от рождения волей, плохо считают (этики) и т.д. 


 Такие дети чаще всего принадлежат к следующим социотипам:  

- ЛИИ. Для них зарактерна:  интроверсия, неконтактность, замкнутость. 

- СЛИ . Сильная функция сенсорики ощущения (БС) означает повышенную чувствительность такого ребенка к сенсорным раздражителям - к свету, голосам, звукам и пр., которая делает ребенка крайне чувствительным к остановке вокруг и неадекватно реагирующим на, казалось бы, обычные вещи; кроме того, у СЛИ эмоции (ЧЭ) находятся  в слабом месте - в "болевой" функции, и поэтому общаться , проявлять эмоции на социум в незнакомой обстановке , то есть вступать в контакт, разговаривать, отвечать на вопросы  им действительно нелегко и они этого всячески  избегают. Родители могут принять слабость функции ЧЭ за аутизм.

- СЭЭ. Здесь при определенном подтипе (сенсорном, ЧС, БС) бывают проблемы с речью.  А также такой ребенок плохо воспринимает информацию со слуха.   Болевая функция БЛ приводит к тому, что существующие логические связи между объектами усваиваются таким ребенком с большим трудом. Из-за отсутствия абстрактного мышления  возникают проблемы  с обобщениями, заданиями на логику, особенно абстрактную; от этого также страдает речь, ведь чтобы построить фразу, нужно не только иметь что сказать, но и выстроить слова в нужном порядке, использовать правильные формы слов и пр.

Иррациональность, присущая таким детям,  увы, также не способствует тому, чтобы упорядочивать свои мысли и эмоции. Отсюда - сбивчивая речь, неумение последовательно излагать события, составлять рассказы по картинкам и пр. Кроме того, весь процесс обучения и воспитания подразумевает, что ребенок делает то, что вы ему скажете. А базовая ЧС делает только то, что хочет ее обладатель, и не готова подчиняться. Зачастую дело не в том, что ребенок не знает ответа на вопрос - он просто противится любой направленной на него инициативе. И чем больше давление, тем сильнее отторжение.

Логика развивается, но для этого также нужно дать  ребенку время и проявить терпение. А также снизить свои ожидания: лучше знать, что ваш ребенок имеет гуманитарные способности и не следует от давать его в физ-мат школу - это не его. Зато его пробивные способности, сильная воля и коммуникативные с способности в перспективе обязательно проявятся, и ваш ребенок еще даст фору многим  детям со слабой волей!

- СЛЭ. Гиперактивность в силу сильной (фоновой) функции ЧЛ (действия, движения), проблемы с поведением (болевая этика отнощшений), разрушительная энергия (сильная базовая волевая сенсорика ЧС). Опять же, базовая ЧС, которая делает только то, что хочет, и не подчиняется чужой воле; Иррациональность, благодаря которой ребенок часто отвлекается, не концентрируется; одновременно  отличная память (творческая БЛ), которая позволяет запоминать большие объемы информации (у детей это часто большие куски из мультиков, например), интерес к животным (хорошо запоминают названия животных). 

 При правильном подходе, учитывающем ТИМ ребенка, то есть дающем представления о том, что и почему ребенку дается с трудом, можно найти подход к каждому ребенку и давать ему информацию в той форме и количестве, в которых он может освоить ее максимально комфортно. Не стоит ждать от иррационалов усидчивости, от логиков-интровертов -  лидерских качеств, раскованности в общении и коммуникабельности,  от этиков - коммерческих предложений,  от  сенсориков - изобретательности и интересных идей, а от интуитов - пробивных способностей.  И так далее, и тому подобное. Все это - не признаки "болезни", а совершенно нормальные и естественные проявления характера ребенка. Их не надо лечить. Их надо просто учитывать. И тогда все будет хорошо.

Родители! Будьте благоразумны! Наберитесь терпения. Ваши дети - нормальные! Просто они - другие, не такие, как у соседей, родственников и т.д. Уберите свои ожидания, измените их: аш ребенок - просто один из шестнадцати нормальных детей, имеющих разные типы информационного метаболизма (ТИМы). Такой, какой мать и отец совместно передали своему ребенку через сочетание ваших информационных аспектов. Просто  будьте внимательны и принимайте ребенка таким, какой он есть, не забывая прививать ему нормы общения, нормы поведения в обществе, и развивать в соответствии с ЕГО возможностями, а не СВЕРХ НИХ.Остальное он наберет сам, в соответствии со своей модель А. Как набирали все люди в истории человечества. Не мы первые, не забывайте об этом.

                                                                                                               Елена  Хамитова