Апрель 19, 2024

Интервью проекту "Живая жизнь..."

 

  Елена Хамитова:  "СОЦИОНИКА СТАЛА МОЕЙ ЛЮБИМОЙ ПРОФЕССИЕЙ"

 -Елена, как и когда соционика пришла в вашу жизнь?

- В мою жизнь соционика пришла лет 15 назад.                                                                                             Сначала ею увлеклась моя мама, Ирина Николаевна Хамитова, соционик со стажем. В сложный период жизни ей в руки попали книги по соционике. Ей показалось разумным то, как с этой точки зрения объясняются причины, по которым складываются или нет отношения между людьми. Надо сказать, что мама по жизни — прирожденный психолог, ей, конечно, с самого начала нужно было идти по этому пути. Но она в свое время ошиблась с выбором профессии — и к психологии пришла уже зрелым человеком.

 Так вот, именно моя мама первой в нашей семье начала глубоко изучать соционику, а я просто была рядом и понемногу втянулась. Сама вплотную занимаюсь соционикой вот уже 10 лет. Со временем у нас возникло желание делиться с людьми накопленными знаниями. Появился сайт, где мы выкладываем наши материалы и наработки.

 -Это и подтолкнуло вас открыть свою школу?

 - Процесс вышел на новый уровень, когда я создала группу «Природа талантов» в «ВКонтакте»: устала ходить по чужим пабликам и спорить с людьми о том, как нужно трактовать тот или иной информационный аспект или какой тип информационного метаболизма (ТИМ) у того или иного известного человека…

 Мы начали собирать свою базу ТИМов известных людей, опираясь на доступную информацию: интервью, видео и пр. К нам стали приходить люди, которых убедил наш подход, наша методика, с вопросом, можно ли у нас протипироваться. В результате типирование — как в режиме личного общения, так и дистанционно, по разработанной нами анкете, — стало отдельным направлением нашей деятельности. На данный момент именно оно является для нас самым важным.

 Основная цель нашей работы заключается в том, чтобы приносить реальную пользу людям, помогать им решать их конкретные проблемы и задачи, касающиеся отношений, карьеры, самоопределения и т.д.

  Елена, а что дает знание своего ТИМа человеку? 

-Оно помогает понять свои сильные и слабые стороны, перестать грызть себя за то, что что-то не получается, открыть в себе истинные таланты и реализоваться благодаря им. Помогает наладить отношения между родителями и детьми, например, найти точки соприкосновения в спорных вопросах. Да и просто понять и принять, что за чуждой вам позицией может стоять не упрямство или желание испортить вам жизнь, а другая система координат, другое мировоззрение.

-Вы говорили, что спорили с другими специалистами по соционике. У соционики нет точных определений и критериев?

- Беда соционики в том, что интерпретаций модели «А», открытой Аушрой Аугустинавичюте (литовским экономистом и социологом) и описывающей психику человека, существует великое множество. Поэтому люди часто недоумевают: «Что это за наука такая — кто как хочет, тот так и трактует?».

На это можно ответить, что сама модель «А» — это безусловно величайшее открытие, сравнимое с теорией относительности Эйнштейна. Чтобы ее оценить по достоинству, надо обладать соответствующим складом ума: логическим, математическим. Люди, которые им обладают и занимаются соционикой, копают очень глубоко.

 Поверьте, в соционике есть, куда "копать". Тем, кто хочет в этом убедиться, могу посоветовать работы Семена Чурюмова — это серьезные, фундаментальные научные исследования.  Важно понять: поверхностность подходов в соционике, которая смущает многих, связана не с самой моделью «А», а с теми, кто к ней обращается.

Еще один момент: совершив гениальное открытие и создав модель «А», Аушра при типировании конкретных живых людей, сама часто ошибалась. Она ведь была логиком, а не этиком, то есть применительно к психологии — теоретиком, а не практиком. В итоге ТИМы получили названия в честь людей, которые этим ТИМам не соответствовали. А дальше пошло-поехало. 

У Аушры были ученики, и каждый из них имел и имеет свои собственные представления о том, что и как надо трактовать. Существует много разных школ и центров соционики, есть даже НИИ — и все они настаивают на собственной правоте в тех или иных спорных вопросах.

 Люди есть люди. Кто-то искренне заблуждается, а кого-то и вообще больше волнует не истина, а собственные публикации и научные звания. Все мы разные, у всех у нас свои сильные и слабые стороны, таланты и способности.

 Сколько лет соционике как науке?

- Соционика — наука молодая. Аушра Аугустинавичюте годом возникновения соционики считала 1968-й. Тогда она поняла, как можно расширить концепцию Юнга и построить восьми-компонентную модель психики. Первая версия ее книги «Дуальная природа человека» появилась в самиздате в 1978 году.

 -Пик интереса к соционике уже прошел или еще впереди?

- Многие люди, с которыми я общаюсь, говорят, что начали интересовались соционикой еще лет 20 назад. Это как раз и была первая волна интереса к этой науке — тогда стали появляться школы, публикации, тесты в интернете и т.д.  

С появлением социальных сетей пошла вторая волна интереса к соционике. Сейчас есть масса возможностей пообщаться на тему соционики, протипироваться… Беда в том, что подавляющее большинство тех, кто считает, что точно знает свой ТИМ, ошибается. Уверена, что у соционики еще все впереди.

 Есть основания полагать, что ТИМ человека имеет генетическую природу. Нужны серьезные междисциплинарные исследования — а пока все сводится, в основном, к тренингам личностного роста.

  -Если бы при приеме на работу работодатели учитывали соционический тип кандидатов, как бы это могло им помочь?

- Сложно сказать. Для того чтобы принять решение о том, представитель какого ТИМа нужен на ту или иную вакансию, надо точно расставить приоритеты.  Например, какая главная задача у секретарши? Легко общаться с посетителями, быть всегда корректной или грамотно вести документацию и планировать дела руководителя? Если пытаться объединить эти два критерия отбора, что-то из них неминуемо будет страдать, кого бы ни приняли на работу. Важно определить, что важнее. Если в компании несколько людей, принимающих решения, и они по-разному видят задачи конкретного сотрудника, неминуемо возникнут проблемы.  

Кроме того, есть вопросы совместимости. Человек может прекрасно справляться с работой, но раздражать своего руководителя внешним видом или манерой смеяться. Порой это оказывается важнее, чем профессиональные качества. Все это тоже нужно учитывать.

 Безусловно, ТИМ определяет наши способности в той или иной сфере — и с помощью соционики под каждую задачу можно найти людей, способных выполнить ее наилучшим образом. Представьте себе, что условием приема на работу или на учебу в тот или иной вуз является определенный ТИМ. Но на данный момент нет общепризнанных способов его определения и возможны ошибки.

 Кроме того, если в одном вузе будут учиться представители исключительно одного ТИМа, пропадет все обаяние студенческой жизни. Исчезнет разнообразие, мир превратится в строго упорядоченную систему. Люди перестанут дружить, влюбляться — ведь притягиваются, как известно, противоположности.

 О том, осуществимо ли это в принципе и каковы будут последствия такой дискриминации по соционическому типу, можно написать много утопий и антиутопий. Одним словом, человечеству еще предстоит осмыслить все последствия открытия модели «А» и научиться этим открытием грамотно пользоваться.   Однако владение инструментами соционики дает возможность руководителю грамотно выстроить рабочий процесс. Зная ТИМы сотрудников, можно максимально эффективно использовать их потенциал, выстраивать комфортные отношения в коллективе.

 -Интересно, может ли помочь соционика политикам?

-Да, наблюдая за тем, что происходит у нас в стране в сфере государственного управления, то и дело ловлю себя на мысли, что при назначении ключевых фигур в правительстве и парламенте неплохо было бы учитывать ТИМы кандидатов на ту или иную должность.

По моему мнению, подавляющее большинство наших министров и депутатов являются этиками-интуитами (этот ТИМ еще называют «Гамлет»), более всего пригодными к эмоциональному воздействию на аудиторию, нежели к реальной работе.

 Убедительность этих людей, их стремление идти во власть и умение показать себя как думающих, грамотных, неравнодушных личностей, приводят к тому, что они быстро продвигаются по карьерной лестнице. Но, оказываясь на вершине, они не могут использовать свое положение для того, чтобы принести пользу делу. Они не знают, как организовать тот или иной процесс правильно. С этим куда лучше справляются логики, но они во власть идут реже, предпочитая реальные дела «говорильне» и «перекладыванию бумажек».

  -Как вы думаете, стоит ли изучать соционику в школе?

 - Мои сыновья-двойняшки — им сейчас 8 лет — уже владеют азами соционики. Это неудивительно — дети постоянно слышат разговоры на эту тему, задают вопросы. Забавно слышать от них предположения о ТИМе того или иного человека, например, одноклассника. Пока это для них игра, но в будущем, я надеюсь, соционика поможет им избежать многих ошибок в общении с людьми, при выборе жизненного пути.

Считаю, что изучать соционику в старших классах не просто можно, но и нужно. Эти знания помогают подросткам понять себя, свои сильные и слабые стороны, правильно выбрат ь профессию, построить правильные отношения с окружающими, найти близких по духу людей. 

Работа в этом направлении уже идет. В одной из школ Санкт-Петербурга мы ведем семинар по соционике для школьников и заинтересованных педагогов.  Вообще, конечно, основам соционики нужно обучать всех людей, которые работают в сфере «человек — человек» — особенно учителей, воспитателей, психологов.

 -Как вы планируете развивать школу соционики «Природа талантов» дальше?

а данный момент у нас есть несколько основных направлений деятельности. Мы типируем тех, кто к нам обращается, ведем паблики в социальных сетях, сотрудничаем со школами, обучая соционике школьников и педагогов. В одном из тайм-кафе Санкт-Петербурга мы проводим встречи для тех, кто интересуется соционикой и хочет найти ответы на свои вопросы.  

  Мои сыновья-двойняшки — им сейчас 8 лет — уже владеют азами соционики. Это неудивительно — дети постоянно слышат разговоры на эту тему, задают вопросы. Забавно слышать от них предположения о ТИМе того или иного человека, например, одноклассника. Пока это для них игра, но в будущем, я надеюсь, соционика поможет им избежать многих ошибок в общении с людьми, при выборе жизненного пути.

 Считаю, что изучать соционику в старших классах не просто можно, но и нужно. Эти знания помогают подросткам понять себя, свои сильные и слабые стороны, правильно выбрать профессию, построить правильные отношения с окружающими, найти близких по духу людей. Работа в этом направлении уже идет. В одной из школ Санкт-Петербурга мы ведем семинар по соционике для школьников и заинтересованных педагогов.   Вообще, конечно, основам соционики нужно обучать всех людей, которые работают в сфере «человек — человек» — особенно учителей, воспитателей, психологов.

 -Как повлияла соционика на вашу собственную жизнь? Помогла ли решить какие-то проблемы?

- Соционика возникла в моей жизни незадолго до того, как у меня родились сыновья. К их двухлетию я уже понимала, какие у них ТИМы.

Безусловно, соционика стала огромным подспорьем в воспитании: у меня не было и нет завышенных ожиданий, вопроса, «в кого они такие уродились», метаний, в какой кружок их отдать, что развивать.

 Я сэкономила огромное количество нервов и денег на логопедах, на психологах. Я сама понимаю, чем объясняются особенности моих детей и как мне с ними работать: что развивать, а что корректировать, какими способами.

 К каждому ребенку нужен свой подход. Соционика помогла мне этот подход найти — и мои дети, смею надеяться, получили счастливое детство.  Соционика стала моей второй профессией — любимой, интересной, позволяющей реализовывать мои собственные таланты и одновременно помогать людям.

 

 Огромная благодарность Арт-салону Невский-24 за предоставленную возможность проведения интервью в их уютном интерьере. И их кошке за хорошее настроение!

                                                                                                             Елена Хамитова

  

 https://vk.com/zhzhru